Эксперт Сергей Канунников напомнил историю первого полноприводного Москвича-410
Автоисторик Сергей Канунников в новой публикации вспомнил, как в конце 1950-х годов на Московском заводе малолитражных автомобилей появился первый в СССР полноприводный легковой автомобиль — Москвич-410. Машину разработали по поручению Никиты Хрущёва, пожелавшего увидеть доступный транспорт для сельского хозяйства, и уже в 1957-м стартовало мелкосерийное производство.
Конструкторы взяли за основу свежий седан Москвич-402, но ради схемы 4×4 пришлось кардинально пересмотреть компоновку. Двигатель объёмом 1,2 л мощностью всего 35 л.с. подняли выше, усилили кузов, внедрили раздаточную коробку с понижающей передачей 2,68 и жёсткие мосты от военного ГАЗ-69. Дорожный просвет вырос до 220 мм, автомобиль без подготовки проходил броды глубиной 0,6 м — показатели, которые сегодня назвали бы кроссоверными. При этом комфортный несущий кузов, телескопические амортизаторы уступили место более простым рычажным, а рулевое колесо вернулось к дизайну старого Москвича-401.
Уже через год вышла модернизированная версия 410Н с верхнеклапанным мотором 1,36 л и 45 л.с., разгонявшаяся до 90 км/ч. Параллельно наладили выпуск универсала Москвич-411, ставшего прообразом будущих семейных полноприводников. Всего до конца 1960 года собрали около 12 тыс. машин, из них 1515 универсалов; часть поступила в свободную продажу, отдельные экземпляры успели сняться в кинолентах и попасть на экспорт.
Однако выпуск быстро свернули: серийные заднеприводные Москвичи-407 приносили заводу стабильную валютную выручку, в то время как уникальный 410 оказался дорогим в производстве и невостребованным за рубежом. После закрытия проекта отечественный рынок вновь остался без легкового полного привода вплоть до появления ВАЗ-2121 «Нива». Сегодня сохранившиеся Москвичи-410 считаются редкостью и высоко ценятся коллекционерами, а специалисты называют их прямыми предками современных кроссоверов.