Низкая ликвидность удерживает россиян от покупки подержанных китайских авто: за полгода ввезено всего 4,2 тыс. машин
Китайские бренды уже заняли более половины российского рынка новых легковых автомобилей, однако на вторичке их почти не видно. По данным «Автостата», в январе–июне в Россию ввезли 22,5 тыс. подержанных машин, произведённых в Китае, но лишь 4,2 тыс. из них — это собственно автомобили китайских марок. Остальные 18,3 тыс. приходится на глобальные бренды, которые просто выпускались на китайских заводах. В итоговой структуре импорта машин старше трёх лет доля «китайцев» составила скромные 12,4%, тогда как среди новых автомобилей их удельный вес достиг 58,4%.
Эксперты объясняют дисбаланс прежде всего слабой ликвидностью. На фоне молниеносного притока новых моделей мало кто готов рисковать деньгами, покупая машину, прогнозную цену которой через три-четыре года оценить почти невозможно. Если для новых Chery, Haval или Geely дилер и завод предлагают гарантию, кредитные программы и щедрые скидки, то на вторичном рынке приходится рассчитывать только на остаточную репутацию бренда и доступность запчастей. Пока сервисная сеть некоторых марок ещё формируется, а оригинальные детали порой приходится ждать неделями, потенциальные покупатели выбирают проверенные варианты — праворульные Toyota, Nissan или гибриды Lexus, попадающие к нам тем же параллельным импортом.
Цена тоже не играет в пользу подержанных «китайцев». Из-за утилизационного сбора и логистики разница между трёхлетним кроссовером из Харбина и новым Belgee X70 или Changan CS55 Plus в салоне нередко укладывается в 200–300 тыс. рублей. Многие решают доплатить и взять машину «с нуля», получив гарантию и бесплатное ТО. Поэтому в первом полугодии 2025-го в России продано 291,6 тыс. новых машин китайских брендов, а вместе с белорусским Belgee их доля достигла рекордных 58,4%.
Скепсис к подержанным моделям подпитывают и старые стереотипы о качестве китайских автомобилей. Хотя последние поколения Geely, Chery и GWM заметно прибавили по безопасности и оснащению, массового доверия к ним на вторичке пока нет. По оценкам аналитиков, рынок подержанных «китайцев» начнёт оживать не раньше 2026 года, когда парк новых машин попросту достигнет критической массы и владельцы начнут менять их на свежие модели. Пока же россияне предпочитают либо новые китайские кроссоверы по «цене Vesta», либо проверенные временем иномарки из Японии и Европы.