Эксперт Канунников напомнил, каким был первый полноприводный «Москвич-410»
Автожурналист Сергей Канунников вспомнил историю и особенности первого серийного полноприводного легкового автомобиля СССР — Москвича-410, выпускавшегося на МЗМА с 1957 по 1960 год. Седан 4×4 создавался по прямому поручению Никиты Хрущёва «сделать машину для колхозника» и стал ответом на нехватку проходимых легковушек в стране, где просёлки и бездорожье были нормой.
Базой послужил заднеприводный Москвич-402, но для полного привода конструкцию пришлось серьёзно переработать: кузов усилили, двигатель подняли над передним мостом, шасси оснастили жёсткими мостами и раздаточной коробкой с понижающей передачей 2,68. Первые машины получили 1,2-литровый мотор мощностью 35 л.с. и трёхступенчатую «механику», что позволяло развивать до 85 км/ч. В 1958-м вышла модернизация 410Н — верхнеклапанный двигатель 1,4 л на 45 л.с. увеличил максималку до 90–95 км/ч и улучшил тяговые возможности.
Дорожный просвет 215 мм, подключаемый передний мост и полноценный внедорожный арсенал делали Москвич-410 уверенным на пашне, целине и зимнем тракте, при этом салон и эргономика соответствовали легковому классу. Заводская инструкция подчёркивала, что автомобиль предназначен для директоров МТС, бригадиров, механиков и работников связи — тех, кому ежедневно приходилось ездить «по полю и по грязи».
Несмотря на высокий спрос в сельской местности, серийность осталась скромной: за три года собрали около 12 тыс. экземпляров, из них лишь 1515 универсалов Москвич-411. Производство остановили, когда экспортный заднеприводный Москвич-407 начал приносить заводу твёрдую валюту и занял все мощности. В Европе конкурентов у советского полноприводного седана тогда не было, но и интереса — тоже.
После снятия модели с конвейера следующий отечественный легковой внедорожник — ВАЗ-2121 «Нива» — появился только через 15 лет. Сегодня уцелевшие Москвичи-410 и 411 — редкие и ценные экспонаты, наглядно демонстрирующие, с чего началась российская история кроссоверов.