Китайские марки удвоили долю на авторынке Европы, обойдя Mercedes-Benz по июньским продажам
Китайские автопроизводители стремительно укрепляют позиции в Европе: по оценке Jato Dynamics, за первое полугодие они поставили в ЕС 347 135 электромобилей и гибридов — на 91% больше, чем годом ранее. Совокупная доля китайских брендов выросла с 2,7% до 5,1%, переместив их между Ford (3,8%) и Mercedes-Benz (5,2%). В июне совокупные продажи производителей из КНР впервые превзошли результат Mercedes-Benz, наглядно показав смену расстановки сил на рынке.
Локомотивом экспансии остаётся BYD: компания реализовала 70 500 машин, обеспечив рекордный для себя рост 311%. Только в июне в европейские руки ушло 15 565 автомобилей BYD, что вывело бренд в топ-25 и позволило опередить Suzuki, Mini и Jeep. Подзаряжаемый гибрид Seal U на равных конкурировал с Volkswagen Tiguan и занял третью строку полугодового рейтинга PHEV-моделей.
Chery активно продвигает дочерние марки Jaecoo и Omoda; до 29% их выручки в регионе формируют подзаряжаемые гибриды, которые пока не подпали под повышенные пошлины Еврокомиссии. Партнёрство Leapmotor со Stellantis облегчило логистику и сертификацию, дав китайскому стартапу доступ к дилерской сети концерна. В «условно премиальном» сегменте Xpeng лидирует среди соотечественников: 8 338 проданных машин, из них 5 615 — кроссовер G6.
Набирая обороты, китайцы одновременно поддавливают традиционные западные бренды. Доля Stellantis в Европе снизилась с 16,7% до 15,3%, а Tesla пережила второе по масштабу падение за всё время наблюдений: минус 33% продаж и уменьшение доли с 2,4% до 1,6%. Даже обложенная максимальными пошлинами SAIC смогла обойти американскую компанию, реализовав 162 153 автомобиля.
Эксперты связывают успех китайских марок с агрессивным ценообразованием, широкой линейкой гибридов, которые пока обходят тарифные барьеры, и насыщенным набором электронных ассистентов, уже ставших стандартом в КНР. Если Еврокомиссия не пересмотрит политику пошлин, к 2026 году доля Китая на европейском авторынке может превысить 10%, превращая нынешний всплеск в устойчивый тренд.