Исследование ICCT: электромобили окупают «углеродный долг» уже после 17 000 км пробега
Электромобили возвращают экологии то, что забрали на этапе производства, спустя примерно год эксплуатации — к такому выводу пришёл Международный совет по чистому транспорту. Аналитики ICCT рассчитали, что после 17 000 км пробега нулевые выбросы при движении полностью перекрывают эмиссию CO2, возникшую при добыче сырья, выпуске литий-ионной батареи и сборке машины. В результате за 20-летний жизненный цикл батарейный электромобиль формирует в четыре раза меньше парниковых газов, чем автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем.
В модели учтены все стадии: производство топлива или электроэнергии, логистика компонентов, сервисное обслуживание, переработка. Стартовые «грязные» килограммы CO2 у электрокаров действительно выше, но переход энергосистемы Европы на возобновляемые источники быстро нивелирует разницу. Сейчас полностью электрический BEV сокращает выбросы на 73–78% по сравнению с ДВС. Гибриды без розетки обеспечивают минус 20%, подключаемые PHEV — минус 30%. Водородные модели, если топливо получено из возобновляемых источников, достигают 78-процентного снижения.
Отчёт дополняет аналогичный анализ трёхлетней давности: за это время «углеродный след» электромобиля уменьшился ещё на 24% благодаря росту доли ветра и солнца в энергобалансе ЕС. На основе этих данных ICCT настаивает на сохранении общеевропейского запрета на регистрацию новых автомобилей с ДВС после 2035 года, чтобы автопром не отстал от темпов декарбонизации.
Международный совет по чистому транспорту — независимый научный центр, консультирующий регуляторов США, ЕС и ряда азиатских стран. Организация специализируется на полном анализе жизненного цикла транспортных средств и регулярно предоставляет данные, необходимые для достижения климатических целей Парижского соглашения. Новое исследование ещё раз подтверждает: даже при нынешнем миксе электросетей электромобили остаются самым эффективным способом снизить выбросы дорожного транспорта.