Средняя ставка по автокредитам на новые машины в России опустилась до 9,9% годовых
Банки и партнерские программы автопроизводителей начали заметно удешевлять займы на покупку новых автомобилей: в июле средняя процентная ставка снизилась до 9,9% годовых, что на 4,1 п.п. меньше, чем год назад. Такие данные приводит сервис «еКредит», фиксирующий условия по более чем сотне кредитных предложений дилеров и финансовых организаций.
Удешевление уже отразилось на динамике рынка. По данным Национального бюро кредитных историй, во втором квартале 2025 года россияне оформили 253,3 тыс. автокредитов — это на 22,5% больше, чем в первом квартале, когда спрос просел до многолетних минимумов. Аналитики НБКИ объясняют перелом тренда комбинированным эффектом: ростом доли бюджетных моделей и активным субсидированием ставок со стороны брендов, которым необходимо поддерживать объём продаж в условиях ослабевшего потребительского спроса.
Несмотря на локальный рост, полугодовой итог остаётся скромнее прошлогоднего: количество одобренных заявок упало с 69% до 59%, а средний чек кредита сократился на 20%, до 1,39 млн руб. Всё чаще клиенты стараются уменьшить долговую нагрузку: доля тех, кто вносит первоначальный взнос свыше 50% стоимости машины, выросла с 27% до 37%, тогда как оформляющих займ с минимальным взносом стало меньше — 8% против 10% годом ранее.
Одновременно дорожают кредиты на автомобили с пробегом: их средняя ставка поднялась до 21,1% годовых (+5,2%). Эксперты «еКредит» ожидают, что после недавнего снижения ключевой ставки ЦБ до 18% банки постепенно начнут опускать проценты и в этом сегменте, тогда как условия по новым авто могут остаться стабильными — производители уже компенсировали банкам основную часть издержек.
Самыми востребованными остаются длинные заимствования: 46% контрактов заключено на семь лет, ещё 20% — на пятилетний срок. Географически лидируют Московская область, Москва, Татарстан, Санкт-Петербург и Краснодарский край, где сосредоточены крупнейшие дилерские сети и программы трейд-ина.
Таким образом, снижение ставок по автокредитам на новые автомобили стало ключевым фактором оживления рынка во втором квартале. Если тенденция сохранится, во второй половине года рынок может приблизиться к уровням 2024-го, хотя жёсткие требования к долговой нагрузке продолжат ограничивать выдачу займов самым закредитованным домохозяйствам.