Импорт новых автомобилей в Россию упал на 65% год к году — рынок смещается к локальной сборке и подержанным машинам
В июле в Россию ввезли 28,3 тыс. новых легковых автомобилей, подсчитали в «Автостате». Это на 65% меньше, чем годом ранее, хотя к июню поставки выросли на 10%. Эксперты считают, что даже умеренный месячный прирост не означает возвращения прежних объёмов: автокомпании делают ставку на крупноузловую сборку на российских площадках, а покупатели переключаются на вторичный рынок.
Явным бенефициаром параллельного импорта остаётся Китай: на него пришлось 71% всех ввезённых в прошлом месяце новых машин. На фоне ослабления рубля и удлинения логистических цепочек интерес к прямому импорту моделей из других регионов заметно снизился. Дополнительный тормоз — рост ставок утилизационного сбора и необходимость сертификации под изменённые экологические требования.
Зато сегмент автомобилей с пробегом бьёт локальные рекорды: в июле в страну ввезли 47,3 тыс. подержанных машин, что на 20% больше, чем месяцем ранее, и лишь чуть меньше исторического пика июля-2023 (51,3 тыс.). Лидером остаётся Япония с долей 46%, но быстро прибавляют Корея (22%) и Китай (16%). На выбор россиян влияют как привлекательные цены праворульных моделей, так и расширившаяся линейка китайских кроссоверов возрастом 3-5 лет.
Спрос на новые автомобили всё больше закрывают локализованные площадки. На мощностях в Тульской, Калининградской и Московской областях выпускают модели Haval, Chery, Omoda, Exeed и российского бренда Lada. Формат CKD/SKD-сборки позволяет уйти от импортных пошлин и быстрее адаптировать машины под требования российского техрегламента.
По оценкам аналитиков, в ближайшие месяцы импорту вряд ли удастся переломить отрицательную динамику: курс валют, логистика и ужесточение контроля за параллельными поставками продолжают давить на цены. В то же время государственные программы субсидий на локальную сборку и планы по выпуску электромобилей делают внутреннее производство более предсказуемым для автопроизводителей. В итоге рынок всё явственнее делится на два полюса — заводскую сборку новых моделей внутри страны и растущий поток подержанных машин из-за рубежа.