Три бренда удерживают почти 95% продаж: рынок легковых авто Ирана в 2025-м снова сжимается
Автомобильный рынок Ирана завершил первое полугодие 2025 года в минусе: суммарные продажи легковых машин просели на 5,5% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют данные Focus2Move. Практически вся розница сосредоточена в руках трёх брендов — Saipa, Peugeot и Iran Khodro, на которые сегодня приходится 94,4% всех сделок.
Небольшой всплеск спроса в январе и феврале (+1,6 и +7,8% соответственно) не спас ситуацию: уже в марте продажи рухнули на 10,6%, а второй квартал полностью ушёл в отрицательную зону. В итоге динамика первого квартала составила лишь +0,6%, после чего рынок вновь перешёл к устойчивому снижению.
Saipa остаётся лидером, несмотря на сократившиеся на 3,9% отгрузки — её доля равна 45,9%. Peugeot удерживает 29,4% (-5,8%), а Iran Khodro — 19,1% (-7,8%). Единственным светлым пятном стал Chery, поднявшийся на шестое место и прибавивший 8% к прошлогодним результатам.
Причины спада носят системный характер. Усиление санкций США ограничило импорт комплектующих и оборудования, вызвав перебои в производстве. Высокая инфляция и девальвация риала разгоняют цены на автомобили, а жёсткая кредитная политика при двузначных ставках делает покупку машины малодоступной для среднего иранца. Энергетический кризис, приводящий к перебоям в подаче электроэнергии и газа, дополнительно бьёт по сборочным конвейерам.
Крупнейший автопроизводитель страны Iran Khodro, основанный в 1962 году, ещё недавно выпускал более миллиона машин в год и занимал заметное место на рынках Ближнего Востока и Северной Африки. Сегодня компания, как и весь иранский автопром, вынуждена модернизировать устаревшие платформы в условиях ограниченного доступа к современным технологиям и внешним рынкам. Если макроэкономическая обстановка не улучшится, отрасль рискует завершить 2025-й третьим подряд годом падения продаж.