Советский ответ Volkswagen Transporter: как семейство фургонов ЗАЗ-970/971 не дошло до конвейера

В начале 1960-х годов Запорожский автозавод задумал вывести на рынок целое семейство малотоннажников ЗАЗ-970, призванное закрыть дефицит городских развозных машин и составить конкуренцию Volkswagen Transporter. Первый бортовой прототип показали в 1961-м, а к 1963-му собрали ещё шесть опытных образцов: цельнометаллический фургон, пикап ЗАЗ-970В и семиместный грузопассажирский минивэн ЗАЗ-970Б.

Советский ответ Volkswagen Transporter: как семейство фургонов ЗАЗ-970/971 не дошло до конвейера

Все версии максимально унифицировали с серийным «Запорожцем»: независимая подвеска, заднемоторная компоновка и воздушно-охлаждаемый двигатель МеМЗ мощностью 23–27 л.с. При колёсной базе 2023 мм машины брали на борт до 400 кг груза и развивали 75 км/ч — для тогдашних городских условий более чем достаточно. Широкие распашные двери по правому борту и подъёмный люк над моторным отсеком упрощали погрузку, но высокий V-образный мотор делал пол кузова непривычно высоким, что сразу уступало низкопольным оппозитным «немцам» и «американцам».

В 1962-м конструкторы пошли дальше и построили полноприводный фургон ЗАЗ-971: задний привод оставался основным, передний подключался при необходимости. Дорожный просвет 240 мм и грузоподъёмность 350 кг выглядели убедительно, поэтому машину рассматривали даже для армии. Однако на госиспытаниях заднемоторный ЗАЗ-971 проиграл переднемоторному проекту ЛуАЗ-969 — тот предлагал более просторный салон и лучше соответствовал запросам военных.

Несмотря на поражение, завод рассчитывал выпустить первую партию из 50 моноприводных фургонов уже в 1966 году. Но одновременно шла дорогостоящая подготовка к запуску легкового ЗАЗ-966, и все ресурсы ушли именно туда. Министерство окончательно поставило крест на малотоннажниках, а все прототипы разошлись по металлолому.

Так ЗАЗ-970 мог стать первым массовым советским минивэном и компактным фургоном, но в условиях плановой экономики и конкуренции с ЛуАЗом проекту не нашлось места. Сегодня о нём напоминают лишь чертежи и редкие фотографии, а нишу, которую он должен был занять, ещё долго заполняли импортные Volkswagen Transporter.

Похожие записи