X

Средний возраст автомобилей в России вырос до 15,5 года: доля машин младше пяти лет упала ниже 9%

Средний возраст автомобилей на российском вторичном рынке по итогам января—июля 2025 года поднялся до 15,5 года. По данным «Автостата», на машины моложе пяти лет приходится лишь 9% предложения, поэтому автопарк продолжит стареть, если приток новых моделей останется ограниченным.

Отечественные марки лидируют по возрасту: средний показатель для Lada и других российских брендов достиг 16,9 года. Из 948 тыс. перепроданных машин более трети эксплуатируются свыше двух десятилетий — это в основном классические заднеприводные и ранние переднеприводные модели 90-х и начала 2000-х.

У японских автомобилей средний возраст 15,8 года, доля машин старше 20 лет превышает 30% благодаря стабильному импорту праворульных Toyota, Nissan и Honda. Европейские бренды моложе — 13,4 года, однако каждый шестой Volkswagen, BMW или Mercedes-Benz также пересёк двадцатилетний рубеж. Корейские машины выглядят предпочтительнее: 11,5 года в среднем, почти половина моложе десяти лет за счёт активных продаж с 2010-х. Самый свежий парк у китайских марок — всего 6,1 года; более 60% таких авто младше пяти лет, а экземпляров старше 20 лет фактически нет.

Рынок подержанных автомобилей остаётся главным каналом обновления автопарка. В 2024 году продажи достигли десятилетнего рекорда 6,04 млн единиц, однако летом 2025-го отмечено снижение на 6,4% из-за падения доходов и опасений новых ограничений импорта. МВД при этом опровергло слухи о планируемом запрете эксплуатации машин старше 30 лет.

Эксперты считают, что без заметного роста выпуска и ввоза новых автомобилей средний возраст автопарка будет и дальше расти, а спрос сместится к относительно свежим корейским и китайским моделям, которые пока остаются самым доступным способом омолодить российские дороги.