X

Нехватка средств у покупателей замедляет спрос на новые китайские автомобили в России

Покупательская способность россиян, ещё год назад поддерживавшая бум на китайские автомобили, заметно просела. Согласно опросу Krytex 1500 владельцев машин из КНР в 53 регионах, средняя цена нового автомобиля китайской марки достигла 2,9–3 млн рублей, а нехватка средств у потенциального покупателя составляет уже 1,6 млн рублей — 53% от стоимости. За год разрыв вырос на 23%, и при доходе 90 тыс. рублей в месяц копить без кредита придётся девять лет. В результате дилеры фиксируют первые признаки замедления продаж сегмента, который сегодня формирует свыше половины всего рынка новых легковушек.

Причины охлаждения спроса складываются сразу из нескольких факторов. Во-первых, иссяк эффект отложенного спроса, возникший после ухода европейских, японских и корейских брендов. Во-вторых, рублёвая цена автомобилей растёт быстрее доходов населения из-за инфляции и ослабления курса, а кредиты дорожают вслед за ключевой ставкой. Наконец, многие владельцы опасаются потенциально высоких расходов на обслуживание по окончании гарантии: 62% опрошенных назвали это основной мотивацией для смены машины, но средства на замену теперь найти сложнее.

Снижение доступности новых машин подталкивает покупателей на вторичный рынок. По данным «Автостата», за семь месяцев реализовано около 140 тыс. подержанных китайских автомобилей, и эта ниша растёт быстрее рынка в целом. Однако и здесь цены ведут себя по-разному: Haval Jolion, Haval F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro с января по август подешевели на 14–19%, тогда как Changan CS35 Plus, напротив, прибавил почти 12% благодаря репутации надёжной модели.

Эксперты предупреждают: если производители и дилеры не предложат более доступные программы лизинга, субсидированные кредиты или не ускорят локализацию сборки для сдерживания цен, рынок рискует потерять темпы роста уже этой осенью. Дополнительное давление окажет предстоящее повышение утилизационного сбора.

Тем не менее китайская автопромышленность, объединяющая более восьмидесяти компаний — от SAIC и Changan до BYD и Geely, остаётся крупнейшей в мире и обладает ресурсами для адаптации. Насколько успешно бренды используют эти ресурсы в России, станет ясно в ближайшие месяцы, когда интерес покупателей столкнётся с реальностью их кошельков.