X

Эксперт Сергей Канунников назвал главные достоинства и слабые места ЗАЗ-1102 «Таврия»

Переднеприводный хэтчбек ЗАЗ-1102, известный как «Таврия», в конце 1980-х стал для советских автомобилистов символом технического прогресса, но не лишён был и недостатков. Автожурналист и инженер Сергей Канунников напомнил, что машина разрабатывалась почти двадцать лет и к моменту дебюта уже обладала рядом уникальных для отечественного рынка характеристик: компактным кузовом, передним приводом, двигателем 1,1 л на 53 л.с. и электронной системой зажигания. На фоне заднемоторного ЗАЗ-968М это выглядело революцией, а расход топлива около 7 л/100 км делал новинку одной из самых экономичных в СССР.

Ключевыми плюсами «Таврии» Канунников назвал бодрую динамику на городских скоростях благодаря малой снаряжённой массе чуть выше 700 кг, просторный салон, рассчитанный даже на высоких водителей, и продуманную эргономику, сопоставимую с ВАЗ-2108. Отдельно отмечена оригинальная односторонняя щётка стеклоочистителя, обеспечивавшая достаточный обзор и снижавшая затраты на обслуживание. Подвеска McPherson спереди и поперечная балка с амортизационными стойками сзади обеспечивали мягкий ход на неровностях, что ценилось в городах с неидеальными дорогами.

Среди минусов эксперт выделил отсутствие переднего стабилизатора поперечной устойчивости: в быстрых поворотах хэтчбек вёл себя валко. Ранние партии страдали от негерметичных уплотнителей дверей, протечек антифриза и сквозняков, однако завод постепенно устранил эти дефекты. Не всем нравилась непривычная схема включения пятой передачи – вправо и назад, а задней – вперёд.

Несмотря на проблемы, к началу 1990-х большинство «детских болезней» удалось вылечить, и «Таврия» закрепилась в массовом сегменте как доступное и экономичное решение. Сегодня модель вспоминают с теплотой: передний привод, сравнительно мощный для своего объёма двигатель и вместимость салона сделали её достойным конкурентом импортным субкомпактам. По мнению Канунникова, ЗАЗ-1102 стал ярким примером того, как советская школа конструкторов смогла создать самобытный автомобиль, взяв у западных аналогов лишь базовые технические идеи и развив их по-своему.

С 1998 года модернизированная версия «Таврия Нова» выпускалась до 2007-го, сохранив главные черты оригинала: трёхдверный кузов, моторы 1,1–1,2 л и передний привод. Таким образом, наследие ЗАЗ-1102 продолжало жить ещё десятилетие, подтверждая, что удачная концепция остаётся актуальной и без серьёзных обновлений.