По итогам семи месяцев 2025 года самой продаваемой отечественной моделью снова стала Lada Granta. По данным «Автостата», дилеры реализовали 81,2 тыс. автомобилей — это лучший результат среди российских брендов, однако он на 30% ниже прошлогоднего. Даже с учётом снижения интереса Granta остаётся крепким фундаментом бизнеса АвтоВАЗа и главным источником массовых продаж в сегменте бюджетных машин.
Вторую строчку рейтинга занимает Lada Vesta с показателем 49,6 тыс. шт. Минус 31% к аналогичному периоду 2024-го объясняют частичной остановкой конвейера в начале года и подорожанием комплектующих. Замыкает тройку лидеров кросс-внедорожник Lada Niva Travel — 18,7 тыс. проданных автомобилей, что на 36% меньше, чем годом ранее. Чуть позади оказалась классическая Lada Niva Legend (18,3 тыс. шт.), а универсал Lada Largus выбрали 15,3 тыс. покупателей. Шестое место сохранил «Москвич 3» с результатом 7,1 тыс. машин (-24%).
Всего за январь–июль россияне приобрели 219,7 тыс. легковых автомобилей отечественных марок — рынок «просел» на 19%, а доля российских брендов сократилась до 33,8%. Аналитики связывают спад с ростом цен, ограниченным предложением кредитных программ и постепенным возвратом на рынок подержанных иномарок, ушедших ранее в «серую» зону параллельного импорта.
Интересно, что именно модели АвтоВАЗа и УАЗ, показавшие снижение спроса, остаются самыми доступными вариантами для покупателей. Так, Lada Niva Legend, продающаяся по цене от 1,06 млн рублей, возглавляет свежий список самых дешёвых полноприводников. В эту сумму производитель укладывает 1,7-литровый мотор мощностью 83 л.с., механическую коробку и простейшую аудиоподготовку. Чуть дороже стоят Niva Travel, УАЗ Hunter, Patriot и Pickup, формируя бюджетный сегмент SUV, на который приходится значительная доля спроса в регионах.
Эксперты ожидают, что во второй половине года рынок сохранит умеренно нисходящий тренд. Судьба продаж Granta и Vesta будет зависеть от стабильности поставок отечественной электроники и субсидий на автокредиты. Если государственные программы стимулирования не расширят, итоговые цифры 2025-го могут стать самыми низкими за последние четыре года.