Брюссель обсуждает новый класс «малых доступных автомобилей»: автопром ЕС просит вернуть простые бензиновые малолитражки
Европейские автопроизводители потребовали от регуляторов ЕС смягчить требования и разрешить выпуск дешёвых, компактных и максимально простых бензиновых машин. В своём ежегодном послании председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поддержала запрос отрасли и пообещала запустить программу «Малые доступные автомобили», призванную удержать европейцев от пересадки на импорт из Китая.

Главный мотив – растущее беспокойство по поводу ужесточения норм CO2 и полного запрета двигателей внутреннего сгорания к 2035-му. По словам главы Stellantis в Европе Жана-Филиппа Импарато, «рынка электромобилей нет, потому что нет зарядных станций и подходящей экономической ситуации». Концерны опасаются, что новые правила сделают любой автомобиль роскошью и приведут к массовому сокращению рабочих мест.
Цена действительно стала критической: если ещё пять лет назад в Европе предлагалось более 40 моделей дешевле 15 000 €, сегодня на рынке фактически остался один Dacia Sandero. Обязательные системы ADAS, дополнительные подушки и готовящийся стандарт Euro 7 удорожают каждую машину на сотни евро, тогда как реальные доходы населения падают. Средний возраст автопарка уже достиг 12 лет, а старые автомобили выбрасывают на 76 г/км CO2 больше современных.
Производители предлагают создать отдельный регламент для городских малолитражек: отказаться от части ассистентов, не критичных в плотном трафике, и ввести заводской ограничитель скорости 110 км/ч. Это позволит уменьшить тормоза, охлаждение и массу кузова, снижая себестоимость без ущерба для безопасности и экологии.
В ближайшие недели ассоциация ACEA вынесет предложения на обсуждение с Еврокомиссией. Даже при благоприятном исходе новые правила появятся не раньше середины десятилетия, а сами автомобили – ещё спустя пару лет. Экологические НПО и чисто электрические бренды уже готовят контраргументы, напоминая, что Европу ждёт полный отказ от ДВС. Однако фон дер Ляйен подчёркивает: миллионам жителей нужен «экономичный, эффективный и европейский» транспорт – и автопром рассчитывает успеть предложить его раньше, чем рынок окончательно займут китайские бюджетники.
В центре переговоров находится Stellantis – второй после Volkswagen игрок на рынке ЕС, объединяющий 14 брендов от Peugeot до Fiat. Итог диалога будет определять, появятся ли на европейских дорогах новые бензиновые малолитражки или континент окончательно сделает ставку исключительно на электромобили.
