ГАЗ М-72: как Горький подарил миру первый серийный кроссовер ещё в 1955 году

Американское издание Jalopnik напомнило, что задолго до появления Audi Quattro, AMC Eagle и Subaru Outback идею легкового полного привода воплотили в СССР. Речь идёт о ГАЗ М-72, выпущенном Горьковским автозаводом в 1955-1958 годах тиражом всего 4677 машин. Фастбэк на четыре двери сочетал комфорт «Победы» и трансмиссию 4×4 от армейского ГАЗ-69, тем самым став фактическим прародителем сегмента кроссоверов.

ГАЗ М-72: как Горький подарил миру первый серийный кроссовер ещё в 1955 году

Инженеры не ограничились простой «склейкой» узлов. Чтобы кузов выдерживал бездорожье, в него вварили 14 дополнительных стальных панелей, а дорожный просвет увеличили до 230 мм. Под капотом трудился 2,1-литровый рядный «четвёрка» мощностью 53–55 л.с., агрегатированная с трёхступенчатой механикой и двухступенчатой раздаткой. При снаряжённой массе 1460 кг автомобиль разгонялся до 90 км/ч и уверенно шёл по грунтовке, сохраняя плавность хода на асфальте.

Высокая для середины 1950-х цена — 16 000 рублей, почти вдвое дороже обычной «Победы», — сделала М-72 недоступным для большинства советских семей. Основными заказчиками стали ведомства, геологи и партийная номенклатура, которым требовалась проходимость без отказа от закрытого кузова и отопителя. Редкий тираж сегодня превращает уцелевшие экземпляры в желанный раритет среди коллекционеров.

Историки отмечают, что ГАЗ М-72 опередил мировой рынок минимум на четверть века: регулярные легковые полноприводники на Западе пошли в серию лишь к концу 1970-х. Отечественный проект доказал, что советский автопром был способен на смелые технологические эксперименты, современные даже по нынешним меркам. С учётом нынешней популярности SUV идея горьковских конструкторов выглядит ещё более дальновидной и служит напоминанием о забытых возможностях российской инженерной школы.

Похожие записи