«За рулём» показал гусеничный трактор С-65 «Сталинец» – сельхоз труженик, ставший артиллерийским тягачом Великой Отечественной

Редакция журнала «За рулём» напомнила об одном из самых узнаваемых советских гусеничных тракторов – С-65 «Сталинец». Машина, созданная Ленинградским заводом в 1937 году для тяжёлых сельскохозяйственных работ, ещё до войны получила армейскую модификацию и стала штатным артиллерийским тягачом Красной армии.

«За рулём» показал гусеничный трактор С-65 «Сталинец» – сельхоз труженик, ставший артиллерийским тягачом Великой Отечественной

С-65 поражал размерами даже по современным меркам: длина 4090 мм, ширина почти два метра, масса свыше 10 тонн. Под капотом стоял первый отечественный тракторный дизель М-17 – четырёхцилиндровый агрегат объёмом 14,7 л мощностью всего 65 л.с. При 850 об/мин этого хватало, чтобы тянуть плуги или гаубицы со скоростью до 7 км/ч. Для холодного пуска в блоке размещали 20-сильный бензиновый «пускач».

Армейскую версию легко отличить по закрытой металлической кабине со сдвижными дверями и усиленному прицепному устройству. К началу 1941 года в войсках числилось более 10,5 тысячи таких машин, а с первыми залпами войны почти все гражданские «Сталинцы» с открытыми кабинами были мобилизованы. Именно эти тягачи тащили 122- и 152-мм гаубицы через весь Восточный фронт и добрались до Берлина, заслужив у артиллеристов прозвище «Кувалда Сталина».

После войны большинство С-65 пошли под списание, поэтому целые экземпляры сегодня редкость. Один из них, поднятый со дна карельского озера, экспонируется в московском музее «Моторы войны». Машину удалось сохранить «в металле»: родной двигатель, гусеницы и даже элементы ходовой части выдержали десятилетия под водой. В той же экспозиции можно увидеть ходовой артиллерийский трактор «Коминтерн» – ещё одного ветерана, выпущенного тиражом лишь 1798 единиц.

История С-65 наглядно показывает универсальность советской инженерии довоенного периода: техника, проектировавшаяся для мирного труда, без глубоких переделок стала частью фронтовой логистики. Сегодня интерес к тягачу подогревают как реставраторы, так и простые любители военной истории – поисковики продолжают находить детали «Сталинцев» по всей линии бывшего фронта, а статьи в профильных изданиях помогают вернуть легендарной машине заслуженное место в памяти.

Похожие записи