Предлагаемое Минпромторгом изменение методики расчёта утилизационного сбора не отразится на стоимости самых массовых автомобилей на российском рынке. Об этом журналистам сообщил министр промышленности и торговли Антон Алиханов, подчеркнув, что «доступность популярного сегмента мы сохраняем». Речь идёт прежде всего о машинах с моторами до 160 л.с., на которые для физических лиц продолжают действовать пониженные коэффициенты.
Правительство планирует пересчитать базовые ставки утильсбора уже с 1 ноября. Формула станет ближе к реальным затратам на переработку, из-за чего итоговый платёж для части автомобилей вырастет. Льготный режим, по словам Алиханова, сохранится, но будет ограничен упомянутым порогом мощности. Ведомство уверено, что это поддержит массовый сегмент и одновременно компенсирует расходы на утилизацию более тяжёлых машин.
Эксперты ожидают, что основное подорожание затронет кроссоверы и седаны мощнее 160 л.с., которые сегодня ввозятся через параллельный импорт. Глава «Автостата» Сергей Целиков прогнозирует исчезновение из прайс-листов популярных Geely Monjaro и заметный рост цен на BMW, Mercedes-Benz, Audi и другие премиальные бренды. Спрос в верхнем ценовом сегменте, по его словам, может сократиться двукратно.
На импорт праворульных японских автомобилей и компактных моделей изменения практически не повлияют: даже после пересчёта ставка останется сопоставимой с текущей. Власти рассчитывают, что повышение утильсбора на мощные машины простимулирует локализацию, поскольку для собранных в России автомобилей действует иная система компенсаций.
Антон Алиханов возглавил Минпромторг в мае 2024 года после восьмилетней работы губернатором Калининградской области. Кандидат экономических наук и сторонник мер поддержки промышленности, он подчёркивает, что корректировка утильсбора должна стать компромиссом между фискальными задачами государства и интересами покупателей.