В сентябре российский рынок зафиксировал очередной виток подорожания: средневзвешенная цена нового легкового автомобиля достигла 3,34 млн руб., увеличившись на 4% всего за месяц и на 6% в годовом сравнении. Рост цен на новые автомобили в России продолжается уже второй квартал подряд, и эксперты предупреждают, что октябрь, скорее всего, не принесёт передышки покупателям.
Классический осенний пересмотр прайс-листов автопроизводителями стал главной движущей силой текущего подорожания. Дилеры резко ужали программы скидок и спецпредложений, а запасы прошлогодних, более доступных машин практически исчерпаны. В результате покупателю все чаще приходится выбирать среди моделей 2025 года выпуска, которые априори дороже.
Дополнительное давление на среднюю стоимость оказывает изменившаяся структура предложений. На долю параллельного импорта и «возвращенцев» приходится всё больший объём продаж. Только за последние месяцы выросло число регистраций автомобилей Toyota, BMW, Mercedes-Benz, Mazda, Skoda и Volkswagen. Эти бренды традиционно дороже большинства китайских и российских марок, что автоматически тянет среднюю цену вверх и формирует новый ценовой ориентир на уровне 3,5–5 млн руб.
На вторичном рынке ситуация зеркальная: средняя цена автомобиля с пробегом в сентябре снизилась на 1,5% до 1,14 млн руб. Аналитики считают, что сегмент поддержанных машин близок к ценовому «дну» и в ближайшие месяцы перейдёт к стабильности, тогда как новые автомобили могут подорожать ещё на 1–2% уже в октябре.
Эксперты обращают внимание на возвращение моделей Toyota — крупнейшего мирового автопроизводителя, известного надёжными Camry, Corolla и RAV4. Их появление в шоу-румах через альтернативные каналы усиливает верхний ценовой диапазон и способно удержать среднюю цену на рынке новых машин выше отметки 3,3 млн руб. до конца года. Всё это создаёт для покупателей новую реальность: откладывать покупку становится всё дороже, а выгодные предложения быстро исчезают из салонов.