Новая методика расчёта утилизационного сбора способна прибавить к цене автомобиля, ввезённого по параллельному импорту, от 750 тыс. до 1,2 млн рублей уже со следующего года. Об этом в интервью Autonews сообщила генеральный директор ГК «Обухов» Людмила Угарова, подчеркнув, что с 2026 года возможен ещё один скачок примерно на 250 тыс. рублей. В результате стоимость «параллельных» машин приблизится к прайсу официальных дилеров, но без гарантии, фирменного сервиса и программ льготного кредитования, что неизбежно обрушит спрос на данный канал поставок.
Главный драйвер трансформации рынка эксперт видит не столько в утильсборе, сколько в монетарной политике Центрального банка. Высокая ключевая ставка делает автокредиты дорогими, а дилеры сталкиваются с парадоксом: каждый проданный автомобиль увеличивает убытки из-за стоимости фондирования. В таких условиях, уверена Угарова, сеть традиционных дилерских центров ждёт масштабная оптимизация, а часть игроков уйдёт с рынка.
Минпромторг предлагает привязать сбор к мощности двигателя, оставив льготу для машин до 160 л.с. и переводя всё, что выше, на коммерческий тариф в разы дороже. Если проект одобрят, новые правила заработают с 1 ноября 2025 года. Инициатива подготовлена по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России» и направлена на стимулирование локализации: изготовленные в стране автомобили будут конкурентоспособнее ввезённых.
Покупательский интерес, по прогнозу Угаровой, сместится к локализованным моделям и китайским брендам, которые уже укрепились на российском рынке. Сегмент тяжёлого люкса сузится, компаниям придётся либо локализовать сборку, либо пересмотреть позиционирование. Параллельный ввоз китайских машин станет экономически бессмысленным, так как официальные поставки при поддержке заводов в России окажутся дешевле.
Утильсбор действует с 2012 года и ежегодно индексируется. Первоначально он касался только импорта, но с 2014 года распространяется и на отечественных производителей. Заявленная государством цель — компенсация последующей переработки автомобиля; фактический эффект сегодня — один из ключевых ценовых регуляторов авторынка, который вместе с высокими ставками ЦБ формирует новую структуру спроса и предложения в России.