X

Большинство популярных автомобилей такси в России не попадут под требования закона о локализации с 2026 года

В российских таксопарках назревает дефицит подходящих машин: по данным агентства НАПИ, восемь из десяти самых востребованных моделей не соответствуют будущему закону о локализации производства, который начнёт действовать в 2026-м. Сейчас в реестре таксомоторных перевозок числится 799,4 тыс. автомобилей, и уже понятно, что львиная доля этого парка потребует замены или глубокой модернизации.

Лидером рынка остаётся Hyundai Solaris — на него приходится 10,4% всех машин с «шашечками». Следом идёт Lada Granta (9,9%), далее — Kia Rio, Volkswagen Polo, Lada Vesta, Renault Logan, Skoda Rapid, Haval Jolion, Skoda Octavia и Kia Optima. Из этой десятки Минпромторг одобрил к закупкам по новому закону лишь две модели Lada; обещанное расширение списка за счёт Haval и Tenet пока не оформлено документально.

Суть грядущего требования в том, что автомобили такси должны набирать определённое количество «баллов локализации». Баллы начисляются, например, за сварку и окраску кузова, производство двигателя и коробки передач внутри страны. Если модель не набирает указанного минимума, таксопарк не получит разрешение на её эксплуатацию. Таким образом, Solaris, Rio или Polo, даже при их популярности и сравнительной доступности, с 2026 года окажутся вне закона, если не будут глубже локализованы.

Эксперты предупреждают: крупным агрегаторам и небольшим службам придётся заранее планировать обновление автопарка, иначе возникнет дефицит машин и рост тарифов. Производители, в свою очередь, получают серьёзный стимул переносить больше операций на российские площадки. Показательный пример — Hyundai Solaris, который уже собирался в Санкт-Петербурге и имел 160-миллиметровый клиренс специально для местных дорог; однако даже такой уровень местного участия может не обеспечить нужного количества баллов без дополнительной локализации силового агрегата.

Время на подготовку ещё есть — почти два года. Но если список одобренных моделей не расширится, рынок такси ждёт масштабная перестройка, сравнимая по объёму с этапом обязательного перехода на лицензирование десять лет назад.