«За рулем» протестировал советские кареты скорой помощи: РАФ-977 признан лучшим, но с оговорками

Эксперты журнала «За рулем» провели сравнительный тест советских автомобилей скорой помощи, на которых медики выезжали к пациентам в 1950-1970-х годах. По итогам проверки наиболее удачной машиной назван микроавтобус РАФ-977, хотя испытатели отметили и ряд заметных недостатков.

«За рулем» протестировал советские кареты скорой помощи: РАФ-977 признан лучшим, но с оговорками

Первая «санитарка» РАФ-977 вышла в 1958-м, а к концу 1960-х на станции скорой помощи поступали модернизированные модификации РАФ-977ДМ и РАФ-977ИМ. Шасси и многие узлы автомобиль позаимствовал у ГАЗ-21 «Волга»: 15-дюймовые колёса с колпаками, фары и силовую установку. Четырёхцилиндровый ЗМЗ-21 объёмом 2,45 литра развивал 75 л. с. и работал с трёхступенчатой «механикой», позволяя развивать до 115 км/ч — для санитарной службы того времени вполне достаточно.

Главным плюсом «рафика» названа просторная компоновка. Высокий салон и ровный фанерный пол обеспечивали место для носилок, шкафа с оборудованием и даже крюка под капельницу, так что врач мог оказывать помощь на ходу. Ещё одно важное преимущество — унификация с «Волгой», которая облегчала поиск запчастей и ускоряла ремонт на автобазах.

Но без минусов не обошлось. Из-за мягкой подвески и высокого центра тяжести машина заметно кренилась в поворотах, барабанные тормоза без сервопривода работали на пределе, а коррозионная стойкость кузова оставляла желать лучшего. В итоге надёжность РАФ-977, по мнению испытателей, уступала более простым санпряжкам на базе грузовиков ГАЗ-51.

Для сравнения журналисты напомнили о ГАЗ-22Д, ЗИС-110, ГАЗ-12 ЗИМ и ГАЗ-М20 «Победа». Эти модели отличались более мягким ходом, но тесный салон не позволял врачу полноценно работать во время перевозки, из-за чего они получили более низкие оценки. Именно поэтому появление РАФа в 1960-х считается переломным моментом: он превратил карету скорой помощи из «будки на колёсах» в мобильный медпункт.

Всего с 1958 по 1976 год на рижском заводе выпустили около 90 тысяч РАФ-977 разных исполнений — пассажирских, грузовых и санитарных. Сегодня эти машины стали частью технического наследия СССР, а проведённый тест «За рулем» наглядно показал, почему именно «рафик» десятилетиями считался символом советской неотложки.

Похожие записи