Почти половина подписчиков телеграм-канала Autonews уверены, что пересчитанный по мощности двигателя утилизационный сбор заработает в России с 1 января 2026 года. В опросе, на который откликнулись свыше 1,6 тыс. человек, этот вариант выбрали 45% респондентов.
Еще четверть участников (26%) ожидают старта новой методики 1 декабря 2025-го, 10% рассчитывают на более раннюю дату — 1 ноября, а 19% вообще не верят в реализацию инициативы и считают обсуждение мерой для разогрева продаж на авторынке.
Напомним, осенью Минпромторг предложил привязать размер утильсбора к мощности двигателя, введя прогрессивную шкалу. Льготная ставка сохранится только для автомобилей до 160 л.с. Владелец или импортер более мощной машины будет платить коммерческий, значительно более высокий сбор. Изначально министерство планировало запустить схему 1 ноября текущего года, однако по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова срок сдвинули на месяц — до 1 декабря. Позже в отрасли заговорили о переносе на начало 2026-го, чтобы синхронизировать изменения с ежегодной индексацией всех ставок.
Утилизационный сбор — это разовый платеж, компенсирующий последующую переработку автомобиля. С 2012 года, после вступления России в ВТО, его в обязательном порядке уплачивают импортеры, а с 2014-го — и отечественные заводы. Сбор ежегодно индексируется, поэтому рынок внимательно следит за новыми коэффициентами: они напрямую влияют на конечную цену машины.
По данным дилеров, само ожидание повышения уже стимулирует покупательский спрос на мощные автомобили. Если правительство окончательно утвердит прогрессивную шкалу, машины свыше 160 л.с. могут подорожать сильнее среднерыночного уровня. Окончательное решение о дате запуска новой методики Минпромторг обещает озвучить после согласований с производителями и профильными ассоциациями.