Перед повышением утильсбора россияне увеличили покупки электромобилей на 20 %
Российский рынок новых электрокаров рванул вверх в октябре: по данным «Автостата», за месяц продано 1614 машин на электротяге. Это сразу на 20% больше, чем год назад, и на 29% выше сентябрьского результата, а сам октябрь стал самым успешным для сегмента с весны 2024-го.

Главный драйвер всплеска — грядущая реформа утилизационного сбора, которая вступит в силу 1 декабря и заметно прибавит к цене любой «электрички». Опытные покупатели стараются оформить договор до подорожания, что и сформировало «отложенный» спрос, отметил руководитель аналитического агентства Сергей Целиков.
Дополнительный вклад внес калининградский седан AmberAuto A5: в октябре разошлось 358 таких автомобилей, выведя модель в лидеры месяца. Агрессивная ценовая политика бренда, субсидии дилеров и наличие машин в салонах позволили локальному продукту опередить китайских конкурентов. По итогам десяти месяцев абсолютным бестселлером остаётся Zeekr 001, его зарегистрировано 1372 единицы.
Всего с января по октябрь на учёт поставлено 9600 новых электромобилей, что на 37% меньше результата прошлого года. Таким образом, октябрьский рывок пока не компенсировал весенний провал, связанный с ограниченной логистикой и слабой инфраструктурой зарядных станций.
AmberAuto A5 собирают на заводе «Автотор» с 2023 года. Седан представляет собой адаптированную версию JMEV Yi: передний синхронный электромотор мощностью 160 л.с., батарея 60,2 кВт·ч и запас хода до 520 км по циклу CLTC. В оснащение входят светодиодная оптика, подогрев всех сидений, цифровая приборная панель и мультимедиа с Apple CarPlay и Android Auto. Привлекательное сочетание цены и характеристик сделало модель наиболее заметным игроком на внутреннем рынке в сезон повышенного спроса.
Аналитики предупреждают, что после вступления новых ставок утильсбора в силу декабрьские продажи могут просесть: часть потенциальных покупателей уже «выбрала» будущее потребление. Тем не менее октябрьская статистика показывает, что интерес к электромобилям в России сохраняется — особенно при наличии конкурентоспособных локальных предложений.
