«Автостат»: продажи подключаемых гибридов в России обновили рекорд из‑за грядущего роста утильсбора

В октябре 2025 года российский рынок подключаемых гибридов (PHEV) показал исторический максимум: по данным агентства «Автостат», было реализовано 6 294 автомобиля. Это на 62% больше, чем в сентябре, и на 54% выше показателя октября 2024 года. Резкий всплеск спроса участники рынка напрямую связывают с запланированным повышением утильсбора на мощные электрифицированные машины.

«Автостат»: продажи подключаемых гибридов в России обновили рекорд из‑за грядущего роста утильсбора

Как сообщил директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх, с 1 декабря существенно вырастет утильсбор для всех импортируемых электромобилей мощностью свыше 160 л.с. По его словам, для автомобилей Li Auto, ввозимых частными лицами, дополнительная нагрузка может превысить 1 млн рублей. При этом начало официальных поставок с гарантией также приведет к корректировке цен, хотя официальные дистрибьюторы, по оценке эксперта, будут повышать стоимость более осторожно.

Наибольший удар, по мнению Мелюха, придется по сегменту «серого» импорта, где утильсбор закладывается в финальную цену напрямую. В качестве примера он привел бренд Zeekr, официально не представленный в России: стоимость популярного лифтбека Zeekr 001 после повышения утильсбора может вырасти примерно на 1,5 млн рублей. Это уже сейчас подталкивает покупателей оформлять покупку до вступления новых правил в силу.

Эксперт прогнозирует, что после декабрьского повышения утильсбора продажи подключаемых гибридов и электромобилей резко снизятся относительно осеннего пика. Дальнейшее восстановление рынка он связывает с расширением ассортимента за счет новых, преимущественно официальных поставок гибридов и EV. Дополнительным фактором риска остаются обсуждаемые в Китае ограничения на экспорт новых автомобилей под видом подержанных (с требованием не менее 180 дней регистрации), что способно замедлить восстановление неофициального импорта.

На фоне этих изменений особое внимание привлекают такие премиальные электрические бренды, как Zeekr, принадлежащий Geely. Первый серийный электромобиль Zeekr 001, построенный на модульной архитектуре SEA и ориентированный на конкуренцию с Tesla и NIO, уже успел получить несколько рекордов Гиннесса. Для российского рынка будущая ценовая политика по таким моделям во многом будет определяться сочетанием утильсбора, статуса поставок и курса на «обеление» импорта.

Похожие записи