Новый утильсбор в России: мощные автомобили и электрокары рискуют подорожать на миллионы
С начала декабря в России вступили в силу обновленные правила расчета утилизационного сбора, и участники авторынка уже готовятся к росту цен. Эксперты и дилеры предупреждают: сильнее всего подорожание ударит по мощным автомобилям, гибридам и электромобилям, а ценовая волна со временем дойдет и до вторичного рынка.

Главное изменение касается принципа начисления утильсбора. Если раньше ставка зависела в основном от объема двигателя, то теперь учитывается и его мощность. Для физических лиц сохранена льгота при ввозе машин для личного пользования, но только для автомобилей с двигателем до 160 л.с. Все более мощные автомобили будут облагаться по коммерческим ставкам, которые в разы выше льготных. Для электромобилей и гибридов при расчете теперь берут суммарную мощность всех двигателей силовой установки.
По замыслу властей, новая схема должна стимулировать локальную сборку автомобилей в России и снизить привлекательность прямого импорта готовых машин, в том числе по параллельным схемам. Первый вице-премьер Денис Мантуров допускает, что изменения приведут к удорожанию ряда китайских моделей и импортируемых авто, но подчеркивает, что на машины российской сборки влияние будет ограниченным. Он напоминает, что более 80% автопарка в стране — это автомобили с мощностью до 160 л.с., для которых льготный расчет утильсбора сохраняется.
Рыночные эксперты настроены менее оптимистично. Глава «Автостата» Сергей Целиков считает, что подорожание затронет все сегменты рынка, хотя и в разной степени. Михаил Плотников («Мотор-Плейс») прогнозирует рост цен даже на машины до 160 л.с. на 5-10% к концу 2025 года. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр ожидает, что повышение утильсбора отразится и на вторичном рынке, особенно на автомобилях с крупными и мощными моторами.
Дилеры уже готовят прайс-листы к пересмотру. В «Рольфе» ждут умеренной корректировки цен уже в декабре, а в ГК «Авилон» предупреждают о минимальном росте стоимости новых машин примерно от 800 тысяч рублей, прежде всего в верхних ценовых сегментах. В «Автодоме» считают, что мощные гибриды и электрокары могут прибавить в цене несколько миллионов рублей. При этом крупные сети пока не планируют резко наращивать долю автомобилей до 160 л.с., ожидая, как изменится реальный спрос на фоне новых правил утильсбора.
