Новый утильсбор в России: подорожание автомобилей затронет и новые, и подержанные машины

С 1 декабря в России изменились правила расчета утилизационного сбора, что уже сейчас приводит к росту цен на автомобили и изменению структуры рынка. Новый утильсбор затрагивает как новые, так и подержанные машины, включая электромобили и гибриды, а его влияние почувствуют и покупатели массовых моделей, и клиенты премиум-сегмента.

Новый утильсбор в России: подорожание автомобилей затронет и новые, и подержанные машины

Теперь размер утильсбора зависит не только от объема двигателя, но и от его мощности. Для физлиц льготные ставки при ввозе легковых машин из-за границы сохраняются лишь для автомобилей мощностью до 160 л. с. Все более мощные машины облагаются по коммерческим тарифам, которые в разы выше льготных. Аналогичный принцип введен и для электрокаров с гибридами: при расчете сбора учитывается суммарная мощность силовой установки.

По версии властей, реформа должна сделать локальное производство более выгодным по сравнению с прямым импортом. Однако эксперты предупреждают о краткосрочном скачке цен. Руководитель «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что после 1 декабря подорожают практически все автомобили: одни незначительно, другие существенно, а по части моделей ввезти их в Россию станет экономически бессмысленно.

Генеральный директор «Мотор-Плейс» Михаил Плотников прогнозирует рост цен даже на машины с моторами до 160 л. с., хотя он ожидает более заметного эффекта ближе к концу 2025 года — ориентировочно на 5–10%. Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр считает, что новый утильсбор приведет к подорожанию и на вторичном рынке, где высока доля импортированных автомобилей, особенно с двигателями объемом более 2 л и мощностью свыше 160 л. с.

Представители крупных дилерских сетей уже закладывают изменения в ценовую политику. В компании «Рольф» ожидают повышения цен в течение декабря, чему способствует и дефицит отдельных моделей после осеннего ажиотажа. В «Авилон» оценивают потенциальное удорожание отдельных автомобилей минимум в 800 тыс. руб., причем итоговая сумма напрямую зависит от мощности. В группе «Автодом» предупреждают о резком росте цен на мощные гибриды и электрокары, многие из которых завозятся по параллельному импорту, например Li Auto или Aito Seres: стоимость таких машин может увеличиться сразу на несколько миллионов рублей.

Li Auto — один из примеров брендов, наиболее чувствительных к новой схеме утильсбора. Китайская компания, основанная в 2015 году и специализирующаяся на премиальных гибридных и электрических внедорожниках, активно выходит на мировые рынки. В ноябре 2025 года Li Auto получила официальную сертификацию своих моделей в России, однако дальнейшая ценовая доступность таких автомобилей для россиян теперь во многом будет определяться обновленными ставками утильсбора и курсом на поддержку локальной сборки.

Похожие записи