С 1 декабря в России начал действовать обновлённый порядок расчёта утилизационного сбора для легковых автомобилей. Теперь размер платежа зависит не только от объёма, но и от мощности двигателя, а льготный коэффициент при ввозе сохраняется лишь для машин до 160 л.с. Более мощные автомобили подпадают под коммерческий, значительно более высокий тариф, который, по оценкам рынка, приведёт к заметному росту цен.
Новые правила распространяются и на электромобили, и на гибриды — для них учитывается суммарная мощность силовой установки. Под удар в первую очередь попадают крупные и премиальные иномарки, такие как BMW X5 и Hyundai Palisade, а также гибриды и электрокары, завозимые по параллельному импорту, включая Li Auto и Aito Seres. Для таких моделей дилеры прогнозируют удорожание в пределах 1,8–2,7 млн рублей, а по отдельным позициям — «на миллионы».
Автоэксперты и дилеры ожидают, что реформа утильсбора скажется и на более массовом сегменте. По оценке аналитиков, в 2025 году цены на новые автомобили в России в целом могут вырасти на 5–10%, причём подорожание затронет и часть машин мощностью до 160 л.с., хотя и в меньшей степени. В крупных сетях вроде «Рольф» и «Авилон» говорят о потенциальном росте цен уже в декабре на 120–250 тыс. рублей минимум, особенно в дефицитных сегментах.
Власти при этом настаивают, что причин для паники у большинства автовладельцев нет. По словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, свыше 80% автопарка и подавляющее большинство автомобилей отечественной сборки оснащены двигателями до 160 л.с., поэтому на них реформы практически не повлияют. Цель изменений — ограничить спекуляции при перепродаже, сократить объём «серого» импорта и стимулировать локализацию производства.
Рынок же готовится к адаптации. Крупные дилеры не планируют отказываться от продаж мощных иномарок, одновременно ожидая возможного смещения спроса в сторону более доступных моделей до 160 л.с. За 10 месяцев 2025 года в России было продано 1,2 млн автомобилей, из которых 55% пришлось на локальное производство; участники рынка рассчитывают на восстановление спроса к весне 2026 года после ожидаемого спада в первом квартале на фоне новой системы утильсбора.