Европейская автомобильная промышленность стремительно теряет производственные мощности: один за другим закрываются заводы, десятки тысяч сотрудников рискуют остаться без работы, а эксперты говорят о системном кризисе отрасли. По оценкам аналитиков, под угрозой закрытия оказалась почти треть автозаводов в Европе, а перспективы сохранения массового автопроизводства в регионе остаются туманными.
Символом кризиса стала полная остановка финского завода Valmet Automotive в Уусикаупунки — впервые за более чем 50-летнюю историю предприятия. В начале декабря сотрудники начали получать уведомления о сокращениях, сборочные и окрасочные линии полностью замерли, а руководство не видит шансов на новые контракты. За полвека Valmet выпускала автомобили SAAB, Opel, а с 2013 года — модели Mercedes-Benz, всего более 1,9 млн машин, и считалась одним из крупнейших контрактных производителей в мире.
Но проблемы Valmet — лишь часть общей картины. Еще в прошлом году Bloomberg предупреждало о риске массовых закрытий автозаводов в Евросоюзе из-за хронической недозагрузки мощностей и перепроизводства машин. Среди потенциальных кандидатов на сворачивание производства назывались BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и Stellantis. В конце ноября 2024 года Volkswagen объявил о закрытии сразу трех предприятий в Германии, а в начале 2025-го Audi остановила завод в Брюсселе, где выпускались электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback; последние автомобили сошли с конвейера 8 февраля.
Stellantis в феврале прекратила производство на своем старейшем британском заводе в Лутоне, где раньше собирали популярные модели Opel и Vauxhall. Французские профсоюзы прогнозируют, что в ближайшие три года выпуск автомобилей на заводах Stellantis во Франции сократится на 11%, а к 2028 году объем производства упадет до 587800 машин. Многие производители уже переносят выпуск в страны с более низкими издержками или радикально режут программы инвестиций.
Кризис усиливают сразу несколько факторов: ускоренный переход Европы на электромобили, жесткая конкуренция со стороны китайских брендов и торговые ограничения США. По данным опросов, 70% европейских поставщиков уже чувствуют серьезное давление со стороны китайских конкурентов. Руководитель ACEA и глава Mercedes-Benz Ола Каллениус предупреждает, что у европейского автопрома осталось всего несколько лет, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Прогнозы по занятости выглядят мрачно. К 2030 году только в Германии может быть потеряно до 100 тысяч рабочих мест: Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi — 7,5 тысячи, Bosch — 18,5 тысячи. О масштабных сокращениях и закрытии предприятий также заявили Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford. На этом фоне даже такие игроки, как Valmet Automotive, которые пытаются трансформироваться в сторону электромобильности и поставок батарей, рискуют не выдержать давления глобальной конкуренции. Судьба европейского автопрома в новых реалиях глобального рынка остается открытым вопросом.