Представительская Волга ГАЗ-3102 традиционно воспринимается как символ «советского люкса», однако при прямом сравнении с европейскими седанами высшего класса 1980-х, такими как Mercedes-Benz S-Class и Volvo 700-й серии, вскрывается заметное противоречие. Автообозреватель журнала «За рулем» Сергей Канунников отмечает, что машина заняла «внеклассовую» нишу: формальные атрибуты престижного автомобиля соседствовали в ней с откровенно устаревшими инженерными решениями.
По габаритам ГАЗ-3102 иногда превосходила зарубежных конкурентов, а в ряде версий под капотом устанавливался 195-сильный двигатель V8, что для советского седана выглядело внушительно и должно было подчеркивать статус. При этом применялся современный по тем временам кузов с улучшенной аэродинамикой и безопасностью, доработанные тормоза и более комфортабельный салон, рассчитанный на пятерых пассажиров.
Однако под этой «витриной» сохранялась платформа, уходящая корнями в 1950-е годы. Эксперт обращает внимание на архаичную рессорную заднюю подвеску, рулевое управление без усилителя и общую консервативную концепцию ходовой части. В результате ГАЗ-3102 не дотягивала до мировых лидеров по уровню технологических инноваций, но внутри СССР оставалась престижным служебным автомобилем и признаком высокого положения.
Серийное производство ГАЗ-3102 велось с 1981 по 2008 год на Горьковском автозаводе. Помимо редких модификаций с V8 модель в основном оснащалась рядными четырехцилиндровыми бензиновыми моторами объемом 2,3–2,5 л мощностью 105–137 л.с., пятиступенчатой «механикой» и задним приводом. Максимальная скорость достигала 175 км/ч. По словам Канунникова, именно сочетание внешней «люксовости» с техникой прошлых десятилетий делает ГАЗ-3102 наглядным отражением противоречивой эпохи позднего Советского Союза.