Эксперты: рост утильсбора может свести на нет эффект от падения доллара на цены автомобилей
Падение курса доллара к рублю в начале декабря вряд ли приведет к заметному удешевлению автомобилей в России из‑за резкого роста утилизационного сбора. На фоне снижения доллара до 74,87 руб. (−3,03%) участники рынка признают, что валютный фактор теоретически должен подтолкнуть цены вниз, но реальный эффект для покупателей будет минимальным.

Эксперты отмечают, что в первую очередь укрепление рубля могло бы отразиться на сегменте параллельного импорта: снижение курса иностранных валют обычно быстро приводит к корректировке прайс‑листов. Однако вступившие в силу с 1 декабря новые правила расчета утильсбора уже повысили стоимость иномарок с моторами свыше 160 л. с., а с 1 января 2026 года ожидается очередная индексация сбора как минимум на 10%. В совокупности это фактически компенсирует выгоду от более слабого доллара.
По словам представителей крупных дилерских сетей, по официальным франшизам реакция на курсовые изменения обычно растянута во времени и не приводит к мгновенным скидкам. При этом на рынке сохраняется дефицит по ряду популярных моделей и минимальные складские запасы у брендов, что снижает стимулы для пересмотра цен в пользу покупателей. Сокращаются и программы поддержки, из‑за чего потенциал для удешевления машин дополнительно ограничен.
Руководители автокомпаний подчеркивают, что декабрь остается одним из последних периодов, когда автомобили можно приобрести по текущим условиям: ближе к концу года производители и дилеры, напротив, стремятся продать автомобили дороже. Покупателям рекомендуют добиваться индивидуальных преференций и скидок, аргументируя желание оформить сделку до Нового года.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что без повышенного утильсбора снижение доллара уже отразилось бы на ценниках, однако в текущей ситуации автокомпании не видят причин для удешевления. По его оценке, дефицит предложения в сочетании с ростом утильсбора будет удерживать цены на автомобили на высоком уровне, несмотря на укрепление рубля.
Справочно: утилизационный сбор — это обязательный разовый платеж при ввозе или производстве транспортного средства в России. Он установлен законом об отходах производства и потребления, не относится напрямую ни к налогам, ни к таможенным пошлинам, но учитывается в составе прочих расходов при налогообложении прибыли по статье 264 Налогового кодекса РФ. Рост этого сбора напрямую закладывается в конечную цену автомобиля для покупателя.
