Автомобильный эксперт Сергей Канунников перечислил двенадцать экспериментальных и спортивных моделей «Москвич», которые за десятилетия так и не были запущены в серийное производство. По его словам, работы над перспективными версиями известной марки велись постоянно, но многие интересные разработки МЗМА и позднее АЗЛК остались в единственных экземплярах или коротких предсерийных партиях.
Уже в конце 1940-х на Московском заводе малолитражных автомобилей создали несколько вариантов преемника первого массового «Москвича-400». Это были обновлённые, по современным меркам рестайлинговые седаны, однако ни один из них не дошёл до конвейера. Зато на базе двух опытных машин в 1951 году построили эффектные купе, изначально предназначенные для автоспорта, а не для обычных покупателей.
Гоночные «Москвичи» этого периода получили доработанный серийный двигатель, форсированный с 23 до 33 л.с., а затем и экспериментальный мотор мощностью 37 л.с. Для малолитражек того времени такие показатели считались заметным шагом вперёд: максимальная скорость достигала примерно 123 км/ч, что позволило автомобилям уверенно выступать на отечественных трассах в начале 1950-х, когда автоспорт в СССР находился на подъёме.
Канунников отмечает, что за 40 лет на МЗМА и АЗЛК создали немало уникальных прототипов, купе и спортивных модификаций, так и не ставших серийными моделями. Эти забытые проекты дополняют привычную историю марки, известной массовыми малолитражными седанами и хэтчбеками — от ранних 400-х и 407-х до более поздних 2141. Сегодня бренд «Москвич», возрождённый после 2022 года на московском автозаводе при участии «Камаз», снова привлекает внимание, а интерес к редким и несостоявшимся моделям лишь подогревает ностальгию по советской автомобильной классике.