Минпромторг: повышение утильсбора не затронет цены на массовые автомобили мощностью до 160 л.с.
Предлагаемое Минпромторгом изменение методики расчёта утилизационного сбора не отразится на стоимости самых массовых автомобилей на российском рынке. Об этом журналистам сообщил министр промышленности и торговли Антон Алиханов, подчеркнув, что «доступность популярного сегмента мы сохраняем». Речь идёт прежде всего о машинах с моторами до 160 л.с., на которые для физических лиц продолжают действовать пониженные коэффициенты.

Правительство планирует пересчитать базовые ставки утильсбора уже с 1 ноября. Формула станет ближе к реальным затратам на переработку, из-за чего итоговый платёж для части автомобилей вырастет. Льготный режим, по словам Алиханова, сохранится, но будет ограничен упомянутым порогом мощности. Ведомство уверено, что это поддержит массовый сегмент и одновременно компенсирует расходы на утилизацию более тяжёлых машин.
Эксперты ожидают, что основное подорожание затронет кроссоверы и седаны мощнее 160 л.с., которые сегодня ввозятся через параллельный импорт. Глава «Автостата» Сергей Целиков прогнозирует исчезновение из прайс-листов популярных Geely Monjaro и заметный рост цен на BMW, Mercedes-Benz, Audi и другие премиальные бренды. Спрос в верхнем ценовом сегменте, по его словам, может сократиться двукратно.
На импорт праворульных японских автомобилей и компактных моделей изменения практически не повлияют: даже после пересчёта ставка останется сопоставимой с текущей. Власти рассчитывают, что повышение утильсбора на мощные машины простимулирует локализацию, поскольку для собранных в России автомобилей действует иная система компенсаций.
Антон Алиханов возглавил Минпромторг в мае 2024 года после восьмилетней работы губернатором Калининградской области. Кандидат экономических наук и сторонник мер поддержки промышленности, он подчёркивает, что корректировка утильсбора должна стать компромиссом между фискальными задачами государства и интересами покупателей.
