Единственный в мире тягач «Москвич Боливар» отправят на реставрацию в России
В России начинается восстановление редчайшего эвакуатора «Москвич Боливар» – единственного сохранившегося тягача, созданного инженерами АЗЛК для вывоза разбитых машин после краш-тестов. О планах реставрации сообщил портал Quto со ссылкой на энтузиастов, взявших раритет под опеку после смерти владельца-коллекционера.

«Боливар» построен в середине 1980-х на базе популярного седана АЗЛК-2140, но внешне и технически заметно отличается от серийного «Москвича». Для тяжёлой работы кузов укоротили и усилили, установили импортные газонаполненные амортизаторы, экспериментальную четырёхступенчатую коробку, «медленную» главную передачу и двускатные задние колёса – решение, позже использованное на «Газелях». Машина весит почти две тонны и способна тянуть до 2,5 т, оставаясь при этом компактной.
После закрытия внутренних испытаний АЗЛК в 1990-е годы тягач оказался без дела и едва не ушёл в металлолом во время генеральной уборки территории в 1995-м. От утилизации его спас автогонщик Александр Сафонов, сумевший вывести бесхозное шасси за ворота завода. Позже «Боливар» попал в знаменитое собрание ретротехники Михаила Красинца в селе Черноусово Тульской области, где вместе с более чем 400 советскими автомобилями простоял почти четверть века.
Сложная судьба продолжилась: из-за отсутствия документов тягач однажды оказался на штрафстоянке, откуда его выкупили друзья-энтузиасты. После смерти Красинца летом 2021 года его вдова Марина решила передать наиболее ценные экземпляры, включая «Боливар», в руки профессиональных реставраторов. «Машины не продаются и не пропадают – их передают на сохранение и восстановление», – подчеркнула она.
Предстоящая реставрация позволит вернуть ходовое состояние уникальному грузовику, а вместе с ним – важную страницу истории марки «Москвич», выпускающей автомобили с 1947 года. Эксперты считают проект показательным примером того, как частные коллекционеры спасают наследие отечественного автопрома, пока профильных музеев и государственных программ поддержки почти нет. Работы планируют завершить к юбилею завода, чтобы «Боливар» впервые за три десятилетия вышел на ходовые демонстрации и напомнил, каким инновационным мог быть советский автозавод.
