Доля России на мировом авторынке снова просела до 1,2%: продажи машин за полгода снизились на 26%

За январь–июнь 2025 года в мире было продано 44,5 млн легковых автомобилей — на 5% больше, чем годом ранее. Однако российский сегмент, традиционно входивший в первую десятку, продолжил сокращаться: реализовано 530 375 машин, что на 26% меньше, чем в первом полугодии 2024-го. В результате доля российского авторынка упала до 1,2%, вернувшись к уровням 2022 года, когда отрасль переживала пик кризиса после выхода большинства иностранных марок.

Доля России на мировом авторынке снова просела до 1,2%: продажи машин за полгода снизились на 26%

Локомотивом глобального роста остаётся Китай. Там продажи прибавили 11,4%, достигнув 15,65 млн штук — более 35% мирового рынка. На втором месте США с 8,14 млн автомобилей и долей 16%. Далее следуют Япония (2,35 млн; 5,3%), Индия (2,19 млн; 4,9%) и Германия (1,4 млн; 3,2%). Для сравнения: ещё пять лет назад Россия продавала сопоставимо с Германией, но теперь между ними фактически трёхкратный разрыв.

Падение отечественного рынка происходит вопреки росту количества сделок внутри страны. По данным «Автостата», покупки россиян действительно увеличились, но основная динамика приходится на сегмент подержанных машин и параллельный импорт, которые не попадают в международную статистику. Новых моделей, официально поставляемых автопроизводителями, остаётся мало: западные бренды не вернулись, а китайские пока не компенсировали ушедшие объёмы, концентрируясь на наиболее маржинальных кроссоверах и электричках.

Показательно, что соседние рынки, меньше зависящие от прямых поставок из Европы, демонстрируют плюс: в Казахстане продажи выросли на 26,2% до 104,9 тыс. машин, в Беларуси — на 6,6% до 24,6 тыс. автомобилей. Эксперты объясняют это более гибкой моделью логистики и государственной поддержкой локальной сборки.

Чтобы вернуть утраченные позиции, России предстоит восполнять модельный ряд через партнёрства с азиатскими брендами, ускорять локализацию электронных компонентов и развивать инфраструктуру для электромобилей. Без этого разрыв с крупнейшими игроками мирового авторынка будет только расти.

Похожие записи