Эксперт объяснил, почему автомобили 80-х и 90-х переживают современных коллег

Седаны и хэтчбеки конца прошлого века нередко продолжают ездить без капитального ремонта при пробеге далеко за 300 тысяч километров, тогда как массовые модели сегодня часто требуют серьёзного вмешательства уже после 120–160 тысяч. Доцент кафедры управления транспортными комплексами ГУУ Артём Меренков связывает это с изменившейся стратегией автопроизводителей и внедрением концепции планового устаревания.

Эксперт объяснил, почему автомобили 80-х и 90-х переживают современных коллег

По словам эксперта, первые крупные игроки, например General Motors, ещё в середине прошлого столетия начали продвигать идею персонализации машин — выбор цвета, кузова, опций. Позже маркетологи сделали ставку на постоянно обновляемый модельный ряд: рестайлинг раз в год и совет «менять автомобиль каждые 3–5 лет» стали нормой. В результате ресурс узлов стали рассчитывать на указанный срок эксплуатации, а не «на века», как это делали инженеры 80-х и 90-х годов.

Ключевая разница — в конструкции. Старые автомобили почти не содержали сложной электроники, управлялись механическими приводами и собирались из более толстого металла. Это упрощало ремонт и повышало живучесть: при поломке владелец мог устранить неисправность в гараже, не подключая дорогостоящее диагностическое оборудование. Сегодня же тонкие стальные и алюминиевые панели, пластиковые крепления и множество датчиков экономят вес и снижают себестоимость, но одновременно ограничивают срок службы.

Меренков приводит свежий пример: по официальным данным на июль 2025 года ресурс автомобилей Lada составляет 8–10 лет или 120–160 тысяч километров пробега. Для сравнения, «классика» ВАЗ или ряд японских моделей конца 80-х успешно проходит вдвое-втрое большие расстояния. Экономия на материалах, уменьшение толщины кузовных элементов и ориентация на утилизацию после гарантийного периода превращают машину в потребительский товар с заранее заданным сроком годности.

Тем не менее эксперт подчёркивает, что долговечность современных машин можно повысить грамотным обслуживанием и своевременной заменой расходников. Однако повторить надёжность автомобилей 80-х и 90-х годов массовому сегменту мешают требования рынка: покупателю важнее новые опции и дизайн, чем ресурс силового агрегата на 500 тысяч километров.

Похожие записи